Как помочь ребенку выбрать профессию
Все родители желают ребенку найти призвание, интересную работу, которая будет приносить удовольствие и благополучие. Наступит момент, когда подросток должен будет выбрать траекторию профессионального образования. Что могут сделать родители, чтобы это решение было зрелым и осознанным? Рассказывает специалист по развивающим практическим курсам для детей.
Проекты и эксперименты
Дети лучше учатся и понимают суть заданий, если информация подается не как сухая абстрактная теория. Игровая форма обучения требует от них творческого подхода, этого сегодня не хватает в школьном образовании. Надо обязательно дать ребенку возможность своими руками выполнять проектные, практические задания, которые познакомят с реальными задачами профессионалов из разных сфер деятельности, позволят понять суть их работы. Пусть это будет игра, но не понарошку. Ребенок увидит, как усилия приносят реальный результат.
Этими убеждениями мы руководствуемся при создании образовательных наборов для детей: в практической части заданий юные врачи учатся ставить пломбы и прослушивать пациента с помощью стетоскопа, инженеры собирают работающую руку робота, а художники осваивают несколько разных техник. Лучше начать знакомить ребенка с разными профессиями в раннем возрасте, примерно с четырех лет. В старшей школе ему будет проще самостоятельно судить, какая область деятельности его привлекает.
Разнообразие вариантов
Ребенок может регулярно пробовать себя в новой деятельности, для него это будет увлекательной игрой. Это увеличит шансы на то, что какая-то сфера вызовет более глубокий интерес. Сейчас в Москве и других городах существует немало проектов, которые знакомят детей со взрослыми профессиями.
Один из интересных форматов — город для детей, в котором они могут попробовать себя в разных ролях. Существуют и музейные проекты научной направленности, который воспроизводит стандартный формат лекций и семинаров, но с детьми обсуждают серьезные научные темы, обычно выходящие за пределы общего образования.
Преимущества новых технологий
Технологии не должны заменять работу в группе или с учителем, но они будут отличным способом дополнить обучение. Они должны стать для ребенка привычным инструментом, потому что с каждым днем жизнь все больше взаимодействует с искусственным интеллектом или робототехникой.
Технологии открывают новые перспективы для образования, помогают узнавать о профессиях и видах деятельности, которые дети не встречают в ближайшем окружении. Например, виртуальная реальность (VR) позволяет своими глазами увидеть, чем занимаются разные специалисты, создают ли они сложные машины на заводах или занимаются искусством в мастерских. Многие воспринимают визуальную информацию лучше, а VR-технологии создают эффект присутствия. Путешествие в виртуальной реальности дети проживают как свой полноценный опыт.
Профессии будущего
Хотим мы этого или нет, скоро многие виды привычной деятельности сильно изменятся, если не исчезнут совсем. Это внушает беспокойство родителям и осложняет процесс выбора специальности для их детей. Нельзя знать наверняка, каким будет мир через 10 лет, но на некоторые прогнозы стоит обратить внимание.
Изучение человека, освоение космоса, искусственный интеллект, технологии — сферы, которые будут активно развиваться в ближайшее время. Дать ребенку возможность познакомиться с этими областями знаний будет дальновидным решением. Эксперты называют новые профессии, которые пока еще почти не вошли в нашу жизнь, но скоро станут играть важную роль: будут востребованы архитекторы виртуальной реальности и специалисты по «умной среде обитания», инженеры по реабилитации экосистем и специалисты по рециклингу, ИТ-генетики и пищевые инженеры.
Гибкие навыки
Детям необходимы навыки, которые не относятся к конкретной деятельности, но помогут стать профессионалом в условиях меняющегося информационного общества. Их называют soft skills — «гибкие навыки», связанные с личным развитием. К ним относится критическое мышление, умение выстраивать отношения и эффективно работать с другими людьми, творческий подход, эмоциональный интеллект.
Об авторе
Наталья Симоненко, создательница Oyster — развивающих курсов для детей. Компания выпускает образовательные наборы для детей 4-12 лет.
Источник: psychologies.ru