Как выжить в офисе
В каждом офисе есть такой сотрудник. Или несколько, если вам особенно повезло. Ябеда и «я женщина слабая, беззащитная», Буллер, Подлиза и не замолкающий ни на минуту Отбойный Молоток… Надеяться на то, что они изменятся, бесполезно, но можно сделать жизнь рядом с ними более спокойной. Ведь единственная власть, которую имеют над вами несносные коллеги, — это власть, которую даете им вы сами. Несколько практических советов, как выжить в офисе.
Совет 1: предвидеть и быть во всеоружии
Кем бы они ни были, они предсказуемы. Нарциссы будут взбираться на пьедестал при любом удобном случае и сталкивать вас оттуда. «Беззащитные» будут вечно жаловаться. Ябеда и Подлиза — гулять неподалеку от кабинета босса. Буллер — устраивать буллинг и пугать новичков.
Хотя не всегда можно предсказать, когда начнется очередное шоу, вы, по крайней мере, знаете, на какую тему оно будет. Используйте это в свою пользу. Скорее всего, если конфликт застигнет вас врасплох, первая реакция будет инстинктивной — раздражение, гнев, удивление. Вы станете отвечать импульсивно и не подумав. Либо под влиянием общей нервозной атмосферы, либо под действием захвативших эмоций: обиды или возмущения. А это не выход. Все это лишь усугубляет ситуацию и приносит тому, кто это затеял, явное удовольствие.
Совет 2: не отвечать тем же
Такие коллеги — явные манипуляторы, а потому чем больше хаоса и раздражения возникает вокруг вызванного ими конфликта, тем больше энергии они от него получают. Действовать против них их же методами можно только, если вы сами манипулятор, — что маловероятно. К тому же те карты, которые они прячут в рукаве, и их методы далеки от представлений порядочного человека. В этом виде спорта у них преимущество, подкрепленное долгими годами тренировок.
Вместо этого используйте один из принципов восточных единоборств: не прилагать усилий для удара. Вы подаетесь, не сопротивляясь удару, и отклоняетесь до тех пор, пока соперник не теряет равновесие. Затем используете его собственную силу тяжести и ускорение, чтобы лишить его равновесия и «уронить» на пол.
Возможно, коллега чувствует себя неуверенно и использует провокацию в качестве щита
Не реагируйте на эмоции, с которыми вламывается в рабочую атмосферу коллега. И что еще сложнее, не реагируйте на эмоции, которые он стремится вызвать у вас своими действиями. Сделайте ваше взаимодействие настолько коротким и вежливым, насколько это возможно.
Если вам навязывают конфликт, не начинайте борьбу и не выясняйте, кто прав. Скажите спокойно: «Давайте признаем, что у нас разный взгляд на этот вопрос» и пригласите кого-нибудь, кто примет решение: «Похоже, лучше позвать Сюзанну, сделаем так, как она скажет». Не ожидайте, что решение будет в вашу пользу, — сейчас важнее выйти невредимым за линию огня.
Это очень трудно поначалу — не следовать природному инстинкту защитить себя. Но если несколько раз ответить сдержанно и без эмоций, коллега перестанет получать от вас то, что ему было необходимо, — вашу энергию и эмоции. Он отправится на поиски того, кто будет играть в эту игру с полной отдачей.
Совет 3: не принимать придирки на свой счет
Когда в очередной раз офис превратится в гудящий улей, из которого вылетают в коридор рассерженные особи, не забывайте, что за минуту до этого в нем все было тихо и спокойно. Работа шла как обычно. Значит, дело только в том, кто это начал, а никак не в вас. В чем-то он чувствует себя неуверенно и использует провокацию в качестве щита, который прикроет его некомпетентность или недостаток социальных навыков.
В любом случае, даже если он придрался к вам, не оправдывайтесь и тем более не ставьте под сомнение свой профессионализм. Вместо этого поразмышляйте, что у вас может быть с ним общего, что помогло бы вам цивилизованно сосуществовать в одном рабочем пространстве.
Давайте практиковаться
Допустим, коллега привык обвинять вас в том, чего вы вообще не делали. Если это повторяется неоднократно, значит, это не удивит вас и в следующий раз, какой бы наглой ни была ложь.
Ваша задача — когда в следующий раз вы услышите, как она «цитирует вас» кому-то, не вскакивать с криком «Неправда!» или «В каком сне это вам приснилось?».
Вместо этого мягко и вежливо произносим: «Мне жаль, что вы так думаете. Что я сделала, чтобы вам показалось, что я…?» Не исключено, что дальше коллега достанет настоящий свиток всех мыслимых и немыслимых прегрешений, которые сделали вы в далеком прошлом.
Покажите коллеге, что вы на ее стороне, потому что хотите решить проблему
Выслушайте все спокойно, в то время как окружающим тоже будет интересно сделать вывод о том, насколько, например, злопамятна ваша коллега. Скажите, что хотели бы сфокусироваться на настоящем, конкретном вопросе, чтобы появилась возможность все исправить. Попробуйте пойти на компромисс.
Зачем это делать? Во-первых, вы передаете мяч на поле соперника и узнаете всю суть проблемы, как она выглядит в глазах коллеги. Во-вторых, позволяете ей выпустить пар и даже с ней соглашаетесь. В-третьих, вы на ее стороне, потому что хотите решить проблему, а значит, у конфликта нет повода. Ну, и достигнута главная цель вашей коммуникации с таким сотрудником — начинать и заканчивать ее без драмы и привлечения широкой публики.
Чего лучше избегать
Есть несколько моментов, которые работают на «разогрев» ситуации, делая ее взрывоопасной и непредсказуемой. Как избежать эскалации конфликта, в котором заинтересован коллега, а не вы?
- Избегайте сарказма и иронических язвительных комментариев.
- Не оправдывайтесь.
- Избегайте эмоций. Говорите спокойно и негромко, не повышайте тон, не частите и не говорите взахлеб или со страдальческими нотками в голосе. Трудно сохранять накал страстей на том же уровне, когда вам отвечают спокойно и индифферентно.
- Избегайте слова «вы» (или хуже того — «вы сами») и любых оценок («Не говорите ерунду»). Говорите от своего лица или от лица вас обоих: «Я не совсем понимаю, что вы хотите сказать», «Как нам разрешить эту проблему?»
- Не вовлекайтесь всей душой в происходящее, не давайте ему захватить вас без остатка. Образно говоря, пусть часть вас находится где-то в другом, нормальном мире и помнит о том, что в нем есть еще много важных для вас вещей помимо беспредметного спора с коллегой.
- Чем дольше затягивается атака, тем сложнее оставаться спокойным. Если есть возможность уйти, скажите: «Мне трудно вас понимать, когда вы кричите. Возможно, мы постараемся решить эту проблему немного позже, когда мы оба успокоимся». И выйдите из помещения, если есть такая возможность.
Поискать другое место
Если вы перепробовали все, что только можно, а ситуация только усугубляется, рассмотрите варианты перехода в другой отдел, если работаете в большой организации.
Рекомендация поговорить с боссом, которую дают многие психологи, вполне может закончиться тем, что из вас двоих он предложит покинуть офис вам. В офисных войнах случались и более странные вещи. Но перед тем как отважиться на крайние меры, сделайте еще вот что…
Спросите себя откровенно…
И это будет самый сложный вопрос: вы действительно невинная жертва коварного коллеги, выходца из ночных кошмаров, или вы вносите свой малый и посильный вклад в проблему? Возможно ли, что — чисто гипотетически — вы тоже бросаете своим поведением кому-то вызов? Например, высокопрофессиональные сотрудники часто перфекционисты. Они не проявляют толерантности к ошибкам — ни своим, ни окружающих, и часто нетерпеливы, а кое-кто и заносчив.
Но не забывайте главного: у коллег нет над вами власти кроме той, что вы сами им предоставляете, реагируя на их поведение. И в ваших силах лишить их этой власти.
Источник: psychologies.ru